6 ноября, в день празднования иконы «Всех скорбящих Радость», в храме на улице Гурьянова престольный праздник. Храм в честь этой иконы Божией Матери был освящён не случайно: он построен на месте террористического акта 1999 года и освящён 9-го сентября 2003 года, в четвертую годовщину трагедии. Ежедневно за Божественной Литургией в этом храме поминаются все невинноубиенные жильцы разрушенных домов.
В этот день Божественную Литургию совершил Высокопреосвященнейший Матфей, Архиепископ Егорьевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, управляющий Юго-Восточным викариатством города Москвы. Его Выкопреосвященству сослужили: архимандрит Алексий (Вылажанин), благочинный Петропавловского округа Московской (городской) епархии и протоиерей Владимир Чувикин, настоятель Патриаршего подворья храмов Николо-Перервинского монастыря, почётный ректор Перервинской духовной семинарии.
По заамвонной молитве владыка Матфей совершил славление иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» с пением тропаря, кондака и величания, а затем состоялся крестный ход вокруг храма. По окончании богослужения архиепископ Матфей обратился к молящимся с архипастырским словом и поздравил с престольным праздником.
За богослужением пел братский хор Перервинской духовной семинарии под руководством Тихона Борисова.
Образ Богородицы «Всех скорбящих Радость» очень необычный. И не только из-за его названия. Перечень зафиксированных свидетельств о чудесах перед этой иконой, пожалуй, один из самых длинный среди образов Царицы Небесной. Это и не удивительно: потоки людей, обуреваемых скорбями и бедами, никогда не оскудевают. Славянской душе близок и понятен этот смысл – упование на Богоматерь, готовую отозваться на вопль о помощи скорбящих, обездоленных, немощных, страждущих, дать «нагим одеяние и больным исцеление».
Удивительное событие, положившее начало ряда чудесных исцелений, произошло 6 ноября 1688 года. Церковная запись Преображенской церкви гласит: «В Лето 7196 месяца Октовриа в 24-й день… в царствующем граде Москве… Бе некая вдова именем Евфимия, Петрова дщерь, по реклу Папина, Святейшего же кир Иоакима патриарха единоутробная сестра… лежаше она на одре своем еле жива сущи, продолжашебося болезнь ея годичное время, яко видетися уже ей к смерти, но и внутреннимъ являтися из боку ея». Итак, родная сестра Патриарха Московского Иоакима, вдова Евфимия Петровна Папина страдала от неизлечимой болезни – ужасной раны на боку. Однажды утром, во время молитвы, измученная женщина услышала голос: «Евфимия, отчего в скорби своей не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?» – «Где же найти такую Целительницу?» – смиренно спросила больная. И тогда голос повелел обратиться к священнику «храма боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и преподобного отца Варлаама Хутынского, новгородского чудотворца», что на Большой Ордынке в Москве, с тем чтобы тот взял там «на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины», образ Пречистой и отслужил перед ним молебен с водосвятием. Евфимия поспешила выполнить сказанное и получила исцеление.
Церковные книги свидетельствуют, что с тех пор множество людей по слезным молитвам ко Пречистой стали получать исцеление и избавление от своих скорбей: слепые видели, немые говорили, глухие слышали, в бездетных семьях рождались дети. Чуду именно от этой иконы приписывалось прекращение эпидемии оспы, которая свирепствовала во времена Екатерины II.
Фото: диакон Николай Кузнецов